🧠 Работа с обесцениванием (восстановление ценности)
Эта техника помогает клиенту распознать и переработать обесценивание своих достижений, навыков и ценностей.
Метафора: скрытые сокровища под пеплом
Обесценивание похоже на вулканический пепел, накрывший драгоценности. Снаружи — серость и бесполезность, но стоит снять слой пепла — и мы находим то, что действительно дорого: достижения, усилия, опыт, способности.
Эта техника — как археология. Мы осторожно раскапываем то, что человек пытался забыть или отвергнуть, и возвращаем этим вещам их настоящую ценность.
Инструкция по применению
- Исследуйте обоснованность обесценивания.
Спросите: «Действительно ли это ничего не значит?» или «Что на самом деле стоит за этим?» - Найдите скрытую ценность.
Спросите: «Можно ли назвать это ценностью?» - Проясните личную значимость ценности.
Задайте вопрос: «Почему это важно для вас?» - Опирайтесь на реальные навыки клиента.
Спросите: «Какие навыки у вас есть, чтобы этого достичь?» и «Какие ещё можно развить?»
Диалог: техника в действии
Пример 1
Клиент: Меня повысили, но я чувствую, что это ничего не значит.
Терапевт: Что именно вам дало это повышение?
Клиент: Зарплата выше, коллеги уважают, я теперь руковожу проектами.
Терапевт: Можно ли назвать это ценностью?
Клиент: Да, это важно — и деньги, и развитие, и статус.
Терапевт: Почему это важно лично для вас?
Клиент: Это даёт мне стабильность. Я чувствую, что не зря стараюсь.
Терапевт: Какие у вас есть навыки, за которые вас повысили?
Клиент: Я умею держать сроки, организовывать команду, вести переговоры.
Пример 2
Клиент: Я не заслуживаю любви, даже когда получаю комплименты.
Терапевт: Почему вы так думаете?
Клиент: Потому что я никогда не был хорош в отношениях и всегда терпел неудачи.
Терапевт: А как вы себя оцениваете в других аспектах жизни?
Клиент: Я успешен в карьере, мои друзья ценят меня.
Терапевт: Значит, ваши достижения говорят о том, что вы ценны?
Клиент: Да, это верно. Это даёт мне уверенность в себе.
Пример 3
Клиент: Я никогда не был хорош в рисовании, так зачем этим заниматься?
Терапевт: Что для вас значит заниматься рисованием?
Клиент: Я могу выразить свои чувства и расслабиться.
Терапевт: А если это приносит вам удовольствие и спокойствие, можно ли сказать, что это имеет ценность?
Клиент: Да, для меня это важно.
Пример 4
Клиент: Я всегда срываюсь на людях, и думаю, что не умею контролировать свои эмоции.
Терапевт: Что вы думаете о себе, когда такие ситуации происходят?
Клиент: Я не могу быть терпеливым, все мне не нравится.
Терапевт: Какие шаги вы предпринимаете, чтобы улучшить эту ситуацию?
Клиент: Я пытаюсь осознать свои эмоции и научиться справляться с ними.
Пример 5
Клиент: Я не заслуживаю отдых, ведь я не успел завершить все задачи.
Терапевт: Какие задачи вы уже завершили?
Клиент: Я закончил несколько важных проектов и помог коллегам.
Терапевт: Значит, отдых вам тоже нужен, чтобы восстановить силы для новых свершений?
Клиент: Да, я заслуживаю передышку.