ВРЕМЯ (в психологии)
ВРЕМЯ (в психологии) — предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследовании, основными аспектами которого являются: психофизический — поиск механизмов психического отражения топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик «физического» В.; психофизиологический — исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации «биологического» В. на динамику психических процессов; социально-психологический — рассмотрение особенностей отражения человеком «социального» В., специфики этого отражения в различных общностях, культурно-исторических условиях; личностно-психологический — изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Наряду с указанными аспектами выделяют три масштаба исследования В.: ситуативный, биографический, исторический. В ситуативном масштабе осуществляется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, несоизмеримых с продолжительностью человеческой жизни в целом. На основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции В. в биографическом масштабе, который ограничен рождением и смертью. Различаются концепции В. взрослого и ребенка, представителей различных социальных групп. Исследования В. в историческом масштабе направлены на выяснение закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего. Традиционными формами такого осознания являются усвоение истории общества и знание генеалогической преемственности своего рода. В результате этого историческое прошлое и будущее может предстать в сознании человека как его собственное прошлое и будущее, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни (см. также: Психологическое время). ВОЗРАСТ (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение).